Материал
Первая коробка. Две длинные доски с написанными на них в столбик цифрами 10. Коробка с золотыми стерженьками-десятками. Коробка с цветными стерженьками, на каждый из которых нанизано от 1 до 9 бусин. Деревянные таблички с цифрами от 1 до 9.
Вторая коробка. Две доски, на которых в столбик написаны десятками числа от 10 до 90. Коробка с золотыми стерженьками-десятками и отдельными золотыми бусинами. (Можно воспользоваться такими коробками, взяв их из банка Золотого материала). Деревянные таблички с цифрами от 1 до 9.
Цели
Прямая цель: ребенок выкладывает на ковре бусины и таблички с цифрами соответственно друг другу, запоминая названия чисел от 11 до 19 и от 11 до 99, и пытается решать примеры с переходом через десяток.
Косвенная цель: освоение десятичной системы счисления, развитие математического мышления, координация движений, развитие мелкой моторики, концентрация внимания, аккуратность.
Презентация первой коробки
Доски Сегена раскладываются на ковре вертикально вертикально, одна за другой так, чтобы нижней оказалась доска с пустым отделением. Прежде всего надо упорядочить цветные стерженьки из маленькой коробки. Ребенок складывает из них башенку или лесенку по порядку 1, 2, 3... Ему не трудно запомнить, какой стерженек какого цвета. Это пригодится в дальнейшей работе. Стерженьки выкладываются слева от досок Сегена. А справа упорядочиваются и складываются стопкой деревянные таблички с цифрами.
Когда эта работа проделана, наставница, сидя справа от ребенка, вставляет в первое отделение досок Сегена деревянную табличку с цифрой 1 и говорит: "Десять и один - одиннадцать". Она предлагает ребенку выложить число 11 на стерженьках. Ребенок кладет стерженек-десяток и рядом с ним красный стерженек "один". Работа продолжается в том же духе, пока все Доски Сегена и стерженьки не будут выложены на ковре.
Наставница может проверить ребенка, запомнил ли он названия отдельных чисел. Она проводит как бы третью часть трехступенчатого урока, предлагая ребенку назвать числа 11, 12, 13 и т.д. до 19. В пустом отделении досок Сегена должно было бы быть написано число 20, но о нем пойдет речь в второй коробке. Упражнениями с первой коробкой досок Сегена может служить решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20. В том числе и примеров с переходом через десяток. Пересчет бусин можно вести с помощью маленькой палочки или пластмассового счетчика.
Презентация второй коробки
Доски раскладываются в столбик одна под другой так, чтобы пустое отделение осталось в самом низу. Коробочки с бусинами-единицами и стерженьками-десятками ставятся вверху слева, а таблички с цифрами упорядочиваются слева. Работа начинается с цифры 10. И табличка вставляется в отделение верхней доски. Число прочитывается. В то же время из бусин складываются числа от 11 до 19. Работа продолжается с числами второго десятка. Они тоже постепенно выкладываются на доске и из бусин.
Упражнения
К упражнениям с досками Сегена из второй коробки относится решение примеров на сложение и вычитание с двузначными числами в пределах 100, в том числе и с переходом через десяток.
Детская цифровая игра "Доски Сегена"
Детская цифровая игра "Доски Сегена" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее ребенку для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком коробки с Досками Сегена и попадает на первый уровень игры. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Пальчиком он переставляет цифры и бусины, согласно заданию, и таким образом учится складывать и вычитать двузначные числа без перехода и с переходом через десяток, тренируется определять разряды чисел. Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Ребенок часто хлопает и сам. Теперь он может переходить к следующему и всем другим уровням игры.
Конечно, никакая цифровая игра не может заменить классического объемного монтессори-материала, но, тем не менее, передвигая пальчиком фигуры, ребенок учится точности движения руки, глазомеру, и с помощью зрения закрепляет важные для его пробуждающегося разума понятия числа и количества. Все цифровые монтессори-игры устроены так, что движение пальца по экрану планшета происходит слева направо и сверху вниз - то есть так, как позднее будет происходить движение руки при освоении письма.