Важнейшим фактором развития детской речи является наделение слов определенным смыслом. Звучащая сторона речи подчиняется смысловой. И если для ребенка раннего возраста смысловым фоном является сенсорная речь, то есть речь окружающих его людей, то для более старших – речевое сотрудничество. В том и в другом случае развитие речи связано с дифференциацией смыслов.
Материал
В коробочках трех цветов лежат маленькие предметы-игрушки. В красной коробочке – фигурки животных, в зеленой – листочки, цветы и плоды растений, а в желтой – предметы, относящиеся к жизни человека. Ребенок вместе со взрослым рассматривает предметы и через знаменитый трехступенчатый урок осваивает их названия. Материал поможет ребенку дифференцировать слова языка.
Материал нетрудно изготовить и самим, собрав в коробочку мелкие игрушки и вырезав из картона 3 кружка зеленого, красного и желтого цветов. На эти поля ребенок будет устанавливать те или иные игрушки, дифференцируя их.
Цели
Прямых целей две. Во-первых, изучение названий предметов и пополнение словарного запаса, а во-вторых – дифференциация, упорядочивание слов языка.
Косвенные цели: изучение окружающего предметного мира. Расширение запаса слов. Дифференциация слов по смыслу.
Презентация и упражнения
1 часть. Ребенок приносит и ставит на рабочий стол коробочку и вынимает из нее фигурки по одной. Ставит в ряд. Наставница просит его назвать известные ему предметы. Если попадаются неизвестные, она подсказывает.
2 часть. Трехступенчатый урок. Наставница ставит перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. Первая ступень: это…, это…, это… Вторая ступень: дай мне (или покажи)… Ребенок дает или показывает. Третья ступень: кто (или что) это? Он называет предмет словом.
3 часть.Ребенок уже знает названия игрушек, лежащих в коробочках. Он приносит их на свой стол сразу все и открывает крышки. Предметы вынимаются из коробок и в беспорядке выставляются на стол. Затем ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных – в красную, растения – в зеленую, все, что относится к жизни человека – в желтую.
Таким образом, через действия с конкретными предметами в его сознании происходит процесс дифференциации слов-названий. Слова как бы раскладываются в голове по полочкам. Причем, это действие интуитивное, так как малыш не владеет сформулированными правилами распределения предметов. Он подсознательно догадывается, к какой группе относится тот или иной предмет. Сравнение, сопоставление, дифференциация – важнейшие процессы развивающегося мышления, происходят пока интуитивно.
Коробочки с объемными игрушками можно заменить другими - с карточками с зеленой, красной и желтой каймой. Каждая карточка может быть подписана письменным шрифтом. Тогда ребенок будет сравнивать не только изображения на картинке, но и записанные слова, как бы прочитывая их. Но, конечно, это не будет пока настоящим чтением с пониманием, а только интуитивный процесс идентификации сопоставленных и записанных слов. Упражнения такого рода рождают сильнейшие импульсы языкового развития. В дальнейшем в зоне ближайшего развития ребенка они повлияют на освоение грамматического строя языка и на его смысловые различия.
Заканчивая работу, ребенок закрывает коробочки и относит их на место.
Детская цифровая игра "Слова в трех коробочках"
Детская цифровая игра "Слова в трех коробочках" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее своему сыну или дочке для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком игры и попадает на первый уровень. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Ребенок пальчиком переставляет картинки в правильные формы трех цветов и, таким образом сортирует слова. Заканчивается первый уровень игры. Теперь ребенок может переходить к следующему и всем другим уровням игры.
Конечно, никакая цифровая игра не может заменить классического объемного монтессори-материала, но, тем не менее, передвигая пальчиком картинки, ребенок учится точности движения руки, глазомеру, и с помощью зрения закрепляет важные для его пробуждающегося разума лингвистические понятия. В дальнейшем игра пригодится ребенку при освоении законов русского языка. Все цифровые монтессори-игры устроены так, что движение пальца по экрану планшета происходит слева направо и сверху вниз - то есть так, как позднее будет происходить движение руки при освоении письма.