Коричневая лестница

«Этот набор, - пишет Мария Монтессори в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики", - состоит из предметов, варьирующих от толстого до тонкого. Мы имеем десять четырехгранных призм, из которых самая большая имеет в основании десять сантиметров, а основания других убывают на один сантиметр. Эти призмы имеют одинаковую длину в 20 сантиметров, а окрашены в темно коричневый цвет".

Цели

Цель, которую преследует ребенок, - выстроить лестницу от самой толстой призмы к самой тонкой. Но в то же время он незаметно для самого себя "утончает" зрение через различение размеров призм, координирует движения, концентрирует внимание, развивает глазомер, строит сериационный ряд, формирует представление «толстый – тонкий», готовится к математике.

Презентация

Ребенок и наставница расстилают коврик и договариваются построить на нем коричневую лестницу. Они подходят к полке, на которой лежат призмы Коричневой лестницы, и наставница передает ребенку сначала самую первую толстую призму. Она вкладывает ее в руки ребенка вертикально и предлагает отнести на ковер. Так же она поступает с каждой следующей призмой.

Перенося Коричневую лестницу на ковер, ребенок через расширение объема ее ступенек в его руках получает представление о толщине. Рука и разум, как и в случае с кубами Розовой башни, работают вместе. Косвенно, сам того не замечая, ребенок знакомится с объемами, толщиной и весом предметов.
На ковре призмы располагаются вначале в беспорядке.

Наставница начинает выстраивать Коричневую лестницу в левом верхнем углу ковра горизонтально, по линии кромки. Большинство построений делаются слева направо и сверху вниз. Это связано с дальнейшим порядком расположения слов при письме и чтении, а так же написанием многих букв. Можно говорить о косвенной подготовке руки ребенка к письму.

Итак, наставница выбирает из всех лежащих на ковре призм одну, самую толстую и тяжелую, и, не отрывая ее от ковра, подвигает в левый верхний угол. Затем она выбирает, из оставшихся, следующую по величине и приставляет к первой. Принято, чтобы взрослый выстроил Коричневую лестницу при презентации с начала до конца сам. Но, если ребенок прежде уже неоднократно работал с Розовой башней и знает этот прием построения фигуры на ковре, то после третьей-четвертой призмы Коричневой лестницы, он может достроить ее сам под наблюдением взрослого. В заключение презентации можно предложить ребенку обойти вокруг ковра и полюбоваться построенной Коричневой лестницей. Для контроля можно провести указательным пальцем по ступенькам лестницы от верхней к нижней и отметить ее гармоничность. А можно воспользоваться и самой тонкой призмой, приложив ее по очереди к каждой ступеньке.

Наставница вместе с ребенком разбирают лестницу, и далее малыш работает с призмами самостоятельно.

Упражнения

Можно покатить шарик по уже построенной Коричневой лестнице. Он будет равномерно прыгать по ступенькам, равномерно ударяясь и них и издавая негромкий звук. Можно выстроить две уменьшающиеся к верху башни.

Некоторые дети пытаются выстроить из призм одну башню и очень высокую, даже встают для этого на стульчик. Но лучше посоветовать им не делать этого, так как тяжелая призма может упасть и задеть кого-то. Лучше строить две или три не очень высокие башни. Принцип построения: от самой толстой призмы к самой толстой должен обязательно соблюдаться.



Дети придумывают различные построения коричневой лестницы: делают из нее «забор», «стенку», «коридор», «елку». Можно строить Коричневую лестницу на расстоянии. То есть, переносить расположенные в беспорядке призмы с одного коврика на другой. Или делать то же самое по просьбе наставницы: "Принеси на мой коврик призму, толще, чем эта"… Можно провести с ребенком трехступенчатый урок на различение понятий «толстый» и «тонкий».

Упражнения в группе

Дети сидят на стульчиках в кругу. К их ногам наставница ставит призмы Коричневой лестницы. Она просит ребенка, у которого самая толстая призма, подвинуть ее в центр круга (на коврик). Затем дети определяют «на глаз», у кого следующая по объему, и этот ребенок приставляет свою призму к первой. Игра продолжается. Если детей в кругу много, можно раздать им и призмы Коричневой лестницы, и кубы Розовой башни, и даже цилиндры одного из блоков. В центре круга получится удивительно красивое построение сразу из трех материалов, в котором будет сохраняться общий принцип построения.

Детская цифровая игра "Коричневая лестница"



Детская цифровая игра "Коричневая лестница" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее малышу для упражнений дома на родительском телефоне или планшете. Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком Коричневой лестницы и попадает на первый уровень игры. 


Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Ребенок пальчиком переставляет призмы лестницы и, таким образом строит ее на экране. Работает зрение, ориентировка по толщине, выстраивается сериационный ряд. Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Теперь можно переходить к следующему и всем остальным уровням.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Онлайн-курсы для родителей


Бездонный и противоречивый мир педагогики Монтессори. Давайте вместе разбираться в его смыслах, сильных и слабых сторонах. Узнаем, почему современным детям мир Монтессори необходим не меньше, чем освоение цифровых технологий. Это основная учебная Программа журнала "Монтессори-клуб". Присоединяйтесь!

Онлайн-курсы для родителей
Контакты    К началу Войти в класс
0.013 сек, кэш