Материал
Коробка с различными маленькими предметами, в названиях которых слышится один из звуков. Например, [М]: тогда в коробке лежит Машина, Марка, заМок, гноМ. К этому прилагается небольшой поднос или коробочка, разделенная на три части.
Цели
Прямая. Разложить предметы из коробки по трем отделениям подноса в соответствием с позицией звука в слове.
Косвенная. Упражнения со звуками хорошо развивают языковую интуицию детей, которая впоследствии станет основу грамотной устной и письменной речи. Ребенок учится не пропускать буквы на письме.
Презентация
Взрослый может показать ребенку, как работать с этим материалом. Все предметы достаются из коробки и называются. Затем взрослый просит ребенка назвать один звук, который слышится в каждом произнесенном слове. Для этого он четко произносит названия предметов, голосом выделяя нужный звук. Если звук слышится в начале слова, предмет, в названии которого он слышится, кладут в первую ячейку подноса, если в середине - во вторую, а если в конце - в третью. После презентации все предметы снова укладываются в коробку, и ребенок продолжает упражняться самостоятельно.
Упражнения
- Можно сделать несколько коробочек с предметами и предложить ребенку выбрать любую из них для игры "Начало-Середина-Конец".
- В эту игру ребенок может играть, даже не зная букв. Момент перехода от звука к букве произойдет позднее, когда у ребенка появится спонтанная потребность обозначить, зафиксировать на бумаге отдельный звук.
Детская цифровая игра "Звуки и буквы"
Детская цифровая игра "Звуки и буквы" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее своему сыну или дочке для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком игры и попадает на первый уровень. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. "Передвинь картинку в круг, если услышишь в начале слова звук [С]". Ребенок пальчиком переставляет картинки в центр круга, а если он ошибается, игра сама не дает ему выполнить действие. Таким образом, постепенно ребенок осваивает позиции различных звуков в произнесенном слове. Заканчивается первый уровень игры. Теперь ребенок может переходить к следующему и всем другим уровням игры. Начиная с 4-го уровня ребенок учится различать гласные и согласные звуки, расставляя соответствующие буквы, которыми подписаны картинки по соответствующим кругам или квадратам.
Конечно, никакая цифровая игра не может заменить классического объемного монтессори-материала, но, тем не менее, передвигая пальчиком картинки или буквы подвижного алфавита, ребенок учится точности движения руки, развивает глазомер, и с помощью зрения закрепляет важные для его пробуждающегося разума лингвистические понятия. В дальнейшем игра пригодится ребенку при освоении фонетики языка, письма и чтения. Все цифровые монтессори-игры устроены так, что движение пальца по экрану планшета происходит слева направо и сверху вниз - то есть так, как происходит движение руки при освоении письма.