Материал
Коробка с Большим подвижным алфавитом, мешочек с игрушками или маленькими предметами и коробочка с карточками, на каждой из которых письменными буквами написано слово: на карточках с розовой каймой - слова без трудностей правописания; с голубой каймой - слова с трудностями.
Цели
Прямая. Сложить из подвижного алфавита слова по названиям предметов или по карточкам.
Косвенная. Упражнения хорошо развивают языковую интуицию детей, которая впоследствии станет основу грамотной устной и письменной речи. Ребенок учится писать на слух и не пропускать буквы на письме.
Презентация
Взрослый может показать ребенку, как работать с этим материалом. Из коробочки вынимается какой-то предмет и ребенок вслед за взрослым произносит его название. Наставница предлагает ребенку определить первый звук в слове и найти соответствующую букву подвижного алфавита. Упражнение продолжается, и ребенок выстраивает на ковре или на столе несколько слов, обозначающих предметы в коробке. Если ребенок решил работать не с предметами, а с карточками со словами, то он берет в руки карточку из коробки и отыскивает в подвижном алфавите первую букву слова, затем вторую, третью и так выкладывает на ковре или столе слово, а затем прочитывает его.
После презентации все предметы и карточки снова укладываются в коробку, а буквы подвижного алфавита - на свои места. Ребенок продолжает упражняться самостоятельно.
Упражнения
- Можно сделать несколько коробочек с предметами и предложить ребенку выбрать любую из них.
- Можно карточки со словами без трудностей уложить в розовую коробочку, а слова с трудностями - в голубую. Тогда у ребенка будет возможность выбрать те карточки, которые сегодня ему больше подходят для выкладывания слов.
Детская цифровая игра "Сложи слова"
Временная фотография
Детская цифровая игра "Сложи слова" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее своему сыну или дочке для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком игры и попадает на первый уровень. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. "Сложи слова на карточках из букв подвижного алфавита". Ребенок пальчиком переставляет буквы к словам на картинках, а если он ошибается, игра сама не дает ему выполнить действие. Звуки при этом произносятся вслух, что помогает ребенку правильно сложить слово. Таким образом, постепенно он осваивает позиции различных звуков в слове. Заканчивается первый уровень игры. Теперь ребенок может переходить к следующему и всем другим уровням игры.
Конечно, никакая цифровая игра не может заменить классического объемного монтессори-материала, но, тем не менее, передвигая пальчиком картинки или буквы подвижного алфавита, ребенок учится точности движения руки, развивает глазомер, и с помощью зрения закрепляет важные для его пробуждающегося разума лингвистические понятия. В дальнейшем игра пригодится ребенку при освоении фонетики языка, письма и чтения. Все цифровые монтессори-игры устроены так, что движение пальца по экрану планшета происходит слева направо и сверху вниз - то есть так, как происходит движение руки при освоении письма.