Материал
10 деревянных кубов разной величины, покрашенных розовым цветом. Ребро самого большого куба – 10 см. Ребро самого маленького – 1 см. Вот как этот материал описывала Мария Монтессори. "У наших детей в числе прочих дидактических материалов, имеется серия из десяти кубов. Первый имеет в основании десять сантиметров, а у прочих основания уменьшаются на один сантиметр, так, что основания последнего кубика – один сантиметр. Упражнение заключается в складывании этих деревяшек, окрашенных в бледно розовый цвет, на зеленый коврик; затем сооружается башня: в основание ставят большой куб, на него – следующие по величине, а на самом верху – кубик в один сантиметр. Из кубиков, разбросанных по зеленому ковру, дети должны каждый раз отбирать «самый большой». Эта игра особенно занимает малюток двух с половиной лет, которые, которые, соорудив башенку, разрушают ее ударом ручонки и любуются розовыми вещицами, рассыпанными по зеленому ковру. Потом они опять начинают постройку, возводя и разрушая ее много раз».
Цели
Ребенок строит на коврике розовую башню, руководствуясь принципом «от большого – к маленькому». Косвенно происходит утончение зрительного чувства, концентрация внимания, координация движений, умение сравнивать предметы и строить сериационный ряд. Рождаются представления, а затем и понятия: «большой – маленький», «больше, чем… – меньше, чем»; ребенок готовится к восприятию математики.
Презентация
Наставница и ребенок подходят к Розовой башне, которая обычно стоит между полок на специальной низенькой подставке.
– Давай попробуем строить Розовую башню на коврике, который ты уже расстелил, – предлагает наставница.
Если ребенок соглашается, наставница берет самый маленький кубик башни и ставит его на левую ладонь малыша. Она сама покрывает его правой ладошкой кубик и предлагает таким образом отнести этот маленький розовый кубик на рабочий коврик. Ребенок делает это. И пока кубик лежит на ладошке ребенка, в сознании малыша рождается представление о его величине. Таким же образом – по одному – ребенок переносит на коврик все остальные кубы Розовой башни. Важно, чтобы это действие производила не наставница, а именно сам ребенок. Ладони его, по мере увеличения куба, расширяются, и, к тому же, малыш ощущает явное изменение веса кубов. Рука и разум с первой минуты прикосновения к материалу начинают работать вместе.
Итак, кубы лежат на коврике в беспорядке. Наставница глазами выбирает самый большой куб и ставит его в центре ковра. Затем, так же, глазами, она, из оставшихся, выбирает самый большой и, двигая его по ковру сравнивает то с одним, то с другим.
Убедившись, что этот куб действительно самый крупный, устанавливает его на первый. Наставница продолжает работу в этом духе до тех пор, пока Розовая башня не будет построена до конца. Теперь можно предложить ребенку обойти вокруг коврика и полюбоваться постройкой. А затем, не спеша, разобрать башню, и оставить ребенка наедине с ней. Малыш будет пытаться выстроить Розовую башню самостоятельно. В конце работы башня опять разбирается. По одному кубику ее переносят и выстраивают на традиционном месте.
Упражнения с Розовой Башней
Упражнения состоят в разнообразных построениях кубов по принципу «большой – маленький». Кубы можно построить на ковре по диагонали, по кругу, «лестницей», повернув четные кубы на 45 градусов и т.д. Говорят, дети из монтессори-школ придумали около 70 различных построений. Есть специальные книжечки, предлагающие ребенку варианты построений Розовой башни. Но, конечно лучше, если, поняв основной принцип, он будет придумывать собственные варианты работы с кубами.
Многие педагоги и родители спрашивают, что делать, если малыш начинает строить из этого дидактического материала домик или гараж для машинок. Ведь тогда нарушается смысл его применения, не приводятся в действие механизмы сенсорного развития. Ответ один: отведите ребенка в уголок, где в ящике сложен строительный материал и предложите ему строить гаражи и домики там. Скажите, что то – это то, а это – это… «Ведь не будешь же ты чистить зубной щеткой ботинки!»
…Можно провести с кубами Розовой башни трехступенчатый урок, о котором мы уже не раз говорили. Положить перед ребенком два куба, разных по величине и сказать: Это – большой, а это маленький; Дай мне большой! Дай мне маленький! Это – какой?… После этого ребенку будет легко играть с наставницей или с кем-то, из старших детей, в игру с кубами на двух ковриках. Наставница кладет на один коврик средний по размеру куб и просит ребенка: Принеси сюда куб меньше (или больше) этого! Ребенок бежит к коврику, где в беспорядке разложены кубы Розовой башни, отыскивает нужный куб и несет его наставнице.
Можно играть в построение Розовой башни и всем вместе. Дети сидят в кругу. Наставница раздает им кубы Розовой башни: каждому по одному. Затем она предлагает разглядеть получше свой куб и кубы соседей по кругу и выйти в центр того, у кого оказался самый большой куб. Ребенок выходит и ставит этот куб в центр коврика, который лежит в кругу. Коллективное построение башни продолжается, пока самый маленький кубик не окажется на ее вершине. Можно показать детям, как следует проверить правильность построения башни. Для этого все кубы сдвигаются на один угол, и маленький кубик прикладывается последовательно к каждому, из, уже стоящих. Оказывается, его размер и составляет видимую разницу между величиной всех 10 кубов. Так что и Розовая башня содержит внутренний контроль, позволяющий ребенку работать самостоятельно.
Детская цифровая игра "Розовая башня"
Детская цифровая игра "Розовая Башня" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее малышу для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком Розовой Башни и попадает на первый уровень игры. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Например: "Разбери Розовую Башню. Начинай с маленького кубика". Ребенок пальчиком переставляет кубики в правильные формы и, таким образом разбирает Розовую Башню. Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Ребенок часто хлопает и сам. Теперь он может переходить к следующему и всем другим уровням игры.
Конечно, никакая цифровая игра не может заменить классического объемного монтессори-материала, но, тем не менее, передвигая пальчиком фигуры, ребенок учится точности движения руки, глазомеру, и с помощью зрения закрепляет важное для его пробуждающегося разума понятие "большой-маленький". Все цифровые монтессори-игры устроены так, что движение пальца по экрану планшета происходит слева направо и сверху вниз - то есть так, как позднее будет происходить движение руки при освоении письма.