Материал
Две продолговатые деревянные коробки с пятью отделениями каждая и с цифрами от 0 до 9 на задней стенке. 45 счетных палочек, похожих на веретена, в отдельной коробке.
Цели
Прямая цель — знакомство со значением нуля. Сопоставление количества и цисла, его обозначающей. Простой счет от 1 до 10.
Косвенная — знакомство с десятичной системой счисления.
Презентация
Наставница ставит на стол коробки и просит ребенка назвать цифры, написанные на задних стенках. Ребенок уже знает их и легко называет. Тогда наставница предлагает:
— Мы будем класть в каждое отделение коробок столько веретен, сколько написано на стенке ячейки.
Начинают с цифры 1. Ребенок называет ее, и наставница кладет ему на ладошку одно веретено. Ребенок перекладывает его в ячейку коробки.
Работа продолжается в том же духе. Важно, чтобы ребенок, сжимая ладонь, каждый раз ощущал постепенное увеличение количества веретен. Тогда рука и голова ребенка будут работать вместе. Когда будут разложены все веретена, пустой останется только ячейка, над которой написан 0. Наставница спрашивает:
- Почему же мы не положили сюда ни одного веретена?
- Не знаю, — обычно отвечает ребенок.
- Дело в том, что цифра 0 означает «ничего», пусто.
Наставница может взять табличку с шероховатой цифрой 0 и показать ребенку, как она обводится. Можно и написать «0» на листке бумаги.
Упражнения
Когда все веретена разложены по ячейкам, можно предложить ребенку перевязать каждую группу тесемкой.
Можно разложить на коврике карточки с цифрами и предложить детям принести к каждой цифре столько мелких предметов, сколько означает эта цифра. Причем лучше, если эти предметы будут одинаковыми: кубики, орехи, игрушечные машинки или деревянные шарики.
А вот как М. Монтессори описывает урок с нулем: «... Я пускаю в ход игру, необычайно занимающую детей. Я становлюсь среди них и, обращаясь к ребенку, который уже занимался с цифрами, говорю: «Подойди, милый, ко мне нуль раз». Ребенок почти всегда подходит ко мне, а потом отбегает на место. «Милый, ты ведь подошел ко мне один раз, а я просила тебя подойти нуль раз». Ребенок в недоумении. «Но что же мне делать?» «Ничего. Нуль — это ничто». «Как же мне сделать ничто?» «Не делай ничего, стой на месте. Ты не должен подходить ко мне ни одного раза. Нуль раз означает ни разу»...
Детская цифровая игра "Веретена"
Детская цифровая игра "Веретена" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее ребенку для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком Веретен и попадает на первый уровень игры. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Например: "Сосчитай веретена на зеленых карточках и передвинь их в подходящие формы". Ребенок пальчиком переставляет зеленые карточки с изображением веретен в подходящие прямоугольники и, таким образом учится пересчитывать отдельные предметы до десяти.. Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Ребенок часто хлопает и сам. Теперь он может переходить к следующему и всем другим уровням игры.
Конечно, никакая цифровая игра не может заменить классического объемного монтессори-материала, но, тем не менее, передвигая пальчиком фигуры, ребенок учится точности движения руки, глазомеру, и с помощью зрения закрепляет важные для его пробуждающегося разума понятия числа и количества. Все цифровые монтессори-игры устроены так, что движение пальца по экрану планшета происходит слева направо и сверху вниз - то есть так, как позднее будет происходить движение руки при освоении письма.