Блоки с цилиндрами

"Никакая учительница не может сообщить ребенку ловкости, которая приобретается путем гимнастического упражнения; необходимо, чтобы ученик сам совершенствовался, собственными силами. То же самое можно сказать и о воспитании чувств. Это положение справедливо относительно всякой формы воспитания; человек таков, каков он есть, не по милости учителей, какие у него были, а по милости того, что он сам сделал…» М. Монтессори

Материал

4 деревянных блока, изготовленных чаще всего из бука и покрытых бесцветным экологически чистым лаком. В каждом блоке по 10 ячеек разной величины, в которые вставлены соответствующие цилиндры с кнопками. С их помощью цилиндры вынимают из ячеек и вставляют обратно.

  • Блок А. Цилиндры совпадают по диаметру, но меняются по высоте: от высокого к низкому.
  • Блок B. Цилиндры одинаковой высоты, но разного диаметра: от толстого к тонкому, (то есть, меняется ширина цилиндров и ячеек в блоке).
  • Блок C. Размер цилиндров меняется по диаметру, высоте и глубине отверстия блока от большего к маленькому.
  • Блок D. (Блок с цилиндрами обратный предыдущему). Размер цилиндров и ячеек меняется от меньшего к большему.


Презентация и упражнения

Лучше представить детям блоки с цилиндрами на блоке B, так как размеры цилиндров в нем по величине наиболее контрастны. Блок с цилиндрами переносят с полки на стол двумя руками, взяв его за концы.



Наставница показывает ребенку, как вынимают цилиндры из ячеек блока тремя пальцами и как вкладывают их обратно. Она ставит перед ребенком большой и маленький цилиндры и вместе с ребенком они рассматривают и ощупывают их и соответствующие ячейки блока. Затем все цилиндры слева направо по одному вынимают из блока, отмечая взглядом разницу их размеров (можно провести вдоль них указательным пальцем слева направо, отметив ряд, от толстого к тонкому).



Затем, так же слева направо, вставляют цилиндры по одному в ячейки блока. И на этом презентация заканчивается. Обычно ребенок выражает желание продолжать работу самостоятельно. Презентация материала – это наиболее рациональный и легкий способ работы с ним.


Упражнения

Работа с двумя, тремя и четырьмя блоками. Для удобства можно посоветовать ставить на столе или на ковре блоки треугольником или квадратом, вынимать цилиндры и ставить их, вперемешку в центре получившейся фигуры. Затем цилиндры упорядочивают, находя для них соответствующие ячейки в блоках.

Можно вынуть цилиндры из ячеек одного из блоков и работать с ними отдельно, выстраивая ряд от большого к маленькому, от толстому – к тонкому, от высокого – к низкому. Цилиндры вынимают из блока, перемешивают и вставляют обратно с закрытыми или завязанными глазами на ощупь. Можно выстроить цилиндры от середины к концам ряда, начиная с одного из промежуточных по величине.

Игра на расстоянии. На одном столике стоит пустой блок, а на другом – вперемешку вынутые из него цилиндры. Наставница показывает ребенку одну из ячеек блока, а ребенок идет к столику с цилиндрами и «на глаз» подбирает соответствующий. Если он ошибается, цилиндр не подойдет к ячейке. Игру придется повторить. Дети могут играть вдвоем, втроем самостоятельно или с учителем.

Дети особенно увлекаются работой с блоками цилиндров в 2 – 3 года. Концентрация внимания, азарт ребенка столь велики, что дети порой по 10 – 15 раз вынимают и вставляют в ячейки блоков цилиндры. Для старших детей этот материал кажется слишком легким, и они, скорее развлекаются с ним, чем выполняют серьезную жизненно необходимую работу.

М. Монтессори описывала четырехлетнюю малютку, проделавшую упражнение с цилиндрами 16 раз. После чего М. Монтессори попробовала отвлечь ее, предложив другим детям громко петь песни. Но девочка не двинулась с места и продолжала вынимать цилиндры, смешивать их и снова ставить на места.

Детская цифровая игра "Блоки с цилиндрами"



Детская цифровая игра "Блоки с цилиндрами" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее малышу для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.


Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком Блоков с цилиндрами и попадает на первый уровень игры. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Например: "Вставь цилиндры в правильные формы: от самого высокого к самому низкому". Ребенок пальчиком переставляет цилиндры и, таким образом заполняет блок. 

Работает зрение, ориентировка по форме и величине "высокий-низкий", движение руки сверху вниз. Выстраивается сериационный ряд.  Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Ребенок часто хлопает и сам. Теперь он может переходить к следующему и всем остальным уровням этой игры.




Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Онлайн-курсы для родителей


Бездонный и противоречивый мир педагогики Монтессори. Давайте вместе разбираться в его смыслах, сильных и слабых сторонах. Узнаем, почему современным детям мир Монтессори необходим не меньше, чем освоение цифровых технологий. Это основная учебная Программа журнала "Монтессори-клуб". Присоединяйтесь!

Онлайн-курсы для родителей
Контакты    К началу Войти в класс
0.124 сек, кэш