"Никакая учительница не может сообщить ребенку ловкости, которая приобретается путем гимнастического упражнения; необходимо, чтобы ученик сам совершенствовался, собственными силами. То же самое можно сказать и о воспитании чувств. Это положение справедливо относительно всякой формы воспитания; человек таков, каков он есть, не по милости учителей, какие у него были, а по милости того, что он сам сделал…» М. Монтессори
Материал
4 деревянных блока, изготовленных чаще всего из бука и покрытых бесцветным экологически чистым лаком. В каждом блоке по 10 ячеек разной величины, в которые вставлены соответствующие цилиндры с кнопками. С их помощью цилиндры вынимают из ячеек и вставляют обратно.
- Блок А. Цилиндры совпадают по диаметру, но меняются по высоте: от высокого к низкому.
- Блок B. Цилиндры одинаковой высоты, но разного диаметра: от толстого к тонкому, (то есть, меняется ширина цилиндров и ячеек в блоке).
- Блок C. Размер цилиндров меняется по диаметру, высоте и глубине отверстия блока от большего к маленькому.
- Блок D. (Блок с цилиндрами обратный предыдущему). Размер цилиндров и ячеек меняется от меньшего к большему.
Презентация и упражнения
Лучше представить детям блоки с цилиндрами на блоке B, так как размеры цилиндров в нем по величине наиболее контрастны. Блок с цилиндрами переносят с полки на стол двумя руками, взяв его за концы.
Наставница показывает ребенку, как вынимают цилиндры из ячеек блока тремя пальцами и как вкладывают их обратно. Она ставит перед ребенком большой и маленький цилиндры и вместе с ребенком они рассматривают и ощупывают их и соответствующие ячейки блока. Затем все цилиндры слева направо по одному вынимают из блока, отмечая взглядом разницу их размеров (можно провести вдоль них указательным пальцем слева направо, отметив ряд, от толстого к тонкому).
Затем, так же слева направо, вставляют цилиндры по одному в ячейки блока. И на этом презентация заканчивается. Обычно ребенок выражает желание продолжать работу самостоятельно. Презентация материала – это наиболее рациональный и легкий способ работы с ним.
Упражнения
Работа с двумя, тремя и четырьмя блоками. Для удобства можно посоветовать ставить на столе или на ковре блоки треугольником или квадратом, вынимать цилиндры и ставить их, вперемешку в центре получившейся фигуры. Затем цилиндры упорядочивают, находя для них соответствующие ячейки в блоках.
Можно вынуть цилиндры из ячеек одного из блоков и работать с ними отдельно, выстраивая ряд от большого к маленькому, от толстому – к тонкому, от высокого – к низкому. Цилиндры вынимают из блока, перемешивают и вставляют обратно с закрытыми или завязанными глазами на ощупь. Можно выстроить цилиндры от середины к концам ряда, начиная с одного из промежуточных по величине.
Игра на расстоянии. На одном столике стоит пустой блок, а на другом – вперемешку вынутые из него цилиндры. Наставница показывает ребенку одну из ячеек блока, а ребенок идет к столику с цилиндрами и «на глаз» подбирает соответствующий. Если он ошибается, цилиндр не подойдет к ячейке. Игру придется повторить. Дети могут играть вдвоем, втроем самостоятельно или с учителем.
Дети особенно увлекаются работой с блоками цилиндров в 2 – 3 года. Концентрация внимания, азарт ребенка столь велики, что дети порой по 10 – 15 раз вынимают и вставляют в ячейки блоков цилиндры. Для старших детей этот материал кажется слишком легким, и они, скорее развлекаются с ним, чем выполняют серьезную жизненно необходимую работу.
М. Монтессори описывала четырехлетнюю малютку, проделавшую упражнение с цилиндрами 16 раз. После чего М. Монтессори попробовала отвлечь ее, предложив другим детям громко петь песни. Но девочка не двинулась с места и продолжала вынимать цилиндры, смешивать их и снова ставить на места.
Детская цифровая игра "Блоки с цилиндрами"
Детская цифровая игра "Блоки с цилиндрами" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее малышу для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком Блоков с цилиндрами и попадает на первый уровень игры. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Например: "Вставь цилиндры в правильные формы: от самого высокого к самому низкому". Ребенок пальчиком переставляет цилиндры и, таким образом заполняет блок.
Работает зрение, ориентировка по форме и величине "высокий-низкий", движение руки сверху вниз. Выстраивается сериационный ряд. Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Ребенок часто хлопает и сам. Теперь он может переходить к следующему и всем остальным уровням этой игры.