Цветные таблички

«Если ребенок не научился ассоциировать название с предметом, то единственное средство преуспеть в этом – повторить, как чувственный стимул, так и слово. Но если ребенок ошибся, значит, в данный момент он не готов к психической ассоциации, которую мы желаем в нем пробудить. Если, поправляя ребенка, мы скажем: «Нет! Ты ошибся!», эти слова останутся в его уме и замедлят изучение нужного слова. Напротив, умолчав об ошибке, мы оставим свободным поле его сознания, и следующий урок будет успешнее первого». (Мария Монтессори. Дом ребенка. Метод научной педагогики).

Материал

Итак, для распознавания цветов и утончения зрения Мария Монтессори предлагала детям упражнения с мотушками или, как мы теперь говорим, с цветными табличками. Первая коробка цветных табличек - простейший материал для распознавания цветов. В него входят таблички лишь трех основных цветов - красного, синего и желтого. В основе работы с материалом лежит принцип упорядочивания табличек по цвету, составление пар табличек одинаковых по цвету. Во второй коробке лежат таблички не основных цветов, которые следует собрать парами в одну разноцветную дорожку. В третьей коробке собраны таблички 11 цветов с их оттенками.

Цели

Первая коробка: прямая цель - выстроить в ряд пары табличек одинакового цвета. Распознавать и называть основные цвета.

Вторая коробка: прямая цель - выстроить пары табличек одного цвета, изучить названия различных цветов спектра.

Коробка с оттенками цветов: прямая цель - выстроить таблички каждого из 11 цветов в порядке осветления оттенков от самой темной таблички к самой светлой. Косвенно ребенок утончает зрение, выстраивает сериационный ряд, сравнивает и анализирует, готовится к художественному творчеству и к изучению мира природы.

Презентация и упражнения


Ребенок приносит на рабочий стол первую коробочку с табличками, открывает крышку и раскладывает их в беспорядке. Наставница предлагает ребенку показать, что делают с этим набором цветных табличек. Она берет красную табличку двумя пальцами за края, и кладет в центре стола вертикально. Затем отыскивает глазами, среди оставшихся, такую же, сравнивает ее с уже лежащей, и кладет рядом цвет к цвету. То же наставница делает с остальными табличками. На столе образуется ряд, состоящий из пар одинаковых по цвету табличек. Наставница предлагает ребенку самостоятельно построить такой же. Таблички смешиваются, и ребенок продолжает работу сам.

Для того, чтобы малыш научился правильно называть цвета, можно провести с ним короткий трехступенчатый урок.

Трехступенчатый урок


Любое зрительное наблюдение вызывает у ребенка некую реакцию. Лев Семенович Выготский в 1926 году в своей «Педагогической психологии» так описывал ее три основные момента. «Первый момент – это восприятие организмом тех или иных раздражений, посылаемых внешней средой. Он условно называется сенсорным. Затем следует второй момент переработки этого раздражения во внутренних процессах организма, возбужденных толчком к деятельности. Наконец, третьим моментом будет ответное действие организма, большей частью в виде движения, появляющегося в результате внутренних процессов. Этот третий момент назовем моторным, а второй применительно к высшим животным и человеку, у которого он связан с работой центральной нервной системы, можно обозначить как центральный. Эти три момента, сенсорный, центральный и моторный, или восприятие раздражения, переработка его и ответное действие, – необходимо присутствуют во всяком акте реакции».

  • 1 ступень. Наставница оставляет на столе три цветных таблички: красную, синюю и желтую. Она кладет их горизонтально перед ребенком и, указывая на каждую, называет их: "Это – красная, это – синяя, это – желтая".
  • 2 ступень. Наставница просит ребенка деть ей или положить перед ней ту или иную табличку. Она говорит: "Дай мне – красную; дай мне – синюю; дай мне – желтую". Ребенок выполняет действие молча.
  • 3 ступень. Наставница спрашивает ребенка, указывая на табличку: "Это какой цвет?" Ребенок отвечает: "Красный!" "А это – какой?" "Синий!" "А это?" "Желтый!"

Как презентовать вторую коробку цветных табличек с не основными цветами спектра? Ребенок приносит ее на рабочий коврик. Наставница предлагает ему рассмотреть таблички и выложить на ковер. Таблички лежат в беспорядке. Наставница кладет в верхней части коврика три таблички цветов, которые наверняка известны ребенку (красного, синего и желтого), предлагает ему отыскать и положить рядом такие же. Ребенок делает это. Затем наставница кладет ниже еще одну табличку (например, зеленую), выясняет, знаком ли ребенку этот цвет, и они вместе отыскивают на ковре такую же. Презентация продолжается. Наставница замечает, какие цвета ребенок не знает или ошибается при названии. Когда вертикальный ряд пар табличек выстроен на ковре, первую часть презентации можно считать законченной. То есть, ребенок в состоянии сравнивать и анализировать 11 цветов спектра. Теперь необходимо сопоставить неизвестные ребенку цвета с их названиями. Для этого все таблички убираются в коробку, а на ковре наставница оставляет только три из них: название одной ребенок знает, а два других ему пока неизвестны. Наставница проводит трехступенчатый урок на изучение цветов спектра. Причем, на второй ступеньке просьба «дай мне… табличку», начинается с названия известного цвета, чтобы ребенку урок показался максимально легким. Это «правило» необходимо соблюдать, чтобы у детей не затухала мотивация к ученью и обострялось впитывающее сознание – главный стимул изучения окружающего мира. Понятно, что контроль над ошибками в этом материале прежде всего визуальный.

Похожим образом презентуется и коробка с оттенками цветов. Из нее наставница вынимает таблички с оттенками одного цвета и предлагает ребенку упорядочить их, выложив от самой темной таблички к самой светлой.

Упражнения


Расстелить коврик, дать в руки ребенку табличку, например, красную и предложить ему отыскать в комнате предметы такого же цвета и принести их на коврик.

Упражнение на двух столах. Таблички разложены на двух, стоящих в разных концах комнаты, столах. Надо, подбирая по одной, собрать их вместе и выстроить сериационный ряд.

Коллективное упражнение с табличками. Шестеро детей сидят в кругу. Наставница раздала им цветные таблички. Один из детей кладет свою табличку в центр круга.
- У кого табличка такого же цвета? – спрашивает наставница.
- У меня!
- Положи ее, пожалуйста, рядом с первой!
Упражнение продолжается в том же духе, пока гармоничный ряд табличек не выстроится в центре круга.

Упражнение с цветными карандашами. Три стаканчика основных цветов: красный, синий, желтый. Коробка с красными, желтыми и синими карандашами. Ребенок берет поднос с этим материалом и сортирует цветные карандаши, устанавливая их в стаканчики соответствующего цвета.


Упражнение «Копилка»Для него надо приготовить материал. На поднос поставить три баночки с цветными крышками: красной, синей и желтой. В каждой крышке сделана прорезь, как в копилке. Рядом стоит корзиночка с разноцветными пуговицами. Ребенок сортирует пуговицы трех цветов, опуская их в банки через отверстия соответствующих крышек.

Упражнение "Мулине". В корзинке сложены пары мотков или катушек ниток мулине трех цветов. Ребенок выстраивает из них сериационный ряд и учится называть цвета.

Разноцветные капли. На подносе лежит платформа для заморозки воды в холодильнике с 12 ячейками. Сверху отмечены три перекрестия красного, синего и желтого цвета. В каждом пузырьке – пипетка с колпачком из толстой резины. Маленькая губка. Малыш берет с полки поднос с материалом и ставит перед собой. По капле он переносит воду из разных пузырьков в ячейки платформы с помощью пипеток. Ячейки постепенно наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем в помощью этих же пипеток вода вновь переносится в пузырьки. Материал предоставляет ребенку возможность не только развивать пальцы рук, работая с пипеткой, но и тренироваться в дифференциации и распределении цветов, в сравнении и различении.

Детская цифровая игра "Цветные таблички"



Детская цифровая игра "Цветные таблички" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее малышу для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.


Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком Цветных табличек и попадает на первый уровень игры. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Например: "Выучи названия основных цветов и составь из них три правильные пары". Ребенок пальчиком переставляет таблички и, таким образом строит их ряды. Работает зрение, ориентировка по цвету, выстраивается сериационный ряд. Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Теперь можно переходить к следующему и всем остальным уровням.


Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Онлайн-курсы для родителей


Бездонный и противоречивый мир педагогики Монтессори. Давайте вместе разбираться в его смыслах, сильных и слабых сторонах. Узнаем, почему современным детям мир Монтессори необходим не меньше, чем освоение цифровых технологий. Это основная учебная Программа журнала "Монтессори-клуб". Присоединяйтесь!

Онлайн-курсы для родителей
Контакты    К началу Войти в класс
0.008 сек, кэш