Длинные штанги

М. Монтессори придавала большое значение сенсорным материалам, которые в ближайшем развитии готовят ребенка к изучению сложных мыслительных действий. Поэтому она довольно подробно описывала работу с ними. Одним из материалов, который мы предлагается детям для распознавания различительных свойств предметов, являются Длинные (Красные) штанги.

Материал

Десять деревянных штанг разной длины, покрашенных в красный цвет. Самая длинная штанга составляет 100 см или 1 м. Самая короткая – 10 см. Обратим внимание на то, что даже размеры штанг косвенно вводят ребенка в десятичную систему, готовят к математике.

«Этот набор, - пишет М. Монтессори, - состоит из десяти палочек. Они четырехугольные, каждая грань имеет в поперечнике три сантиметра. Первая палочка длиной в метр, а последняя – в дециметр. Промежуточные палочки варьируют по длине, убывая на один дециметр… Эти предметы, беспорядочно разбросанные, ребенок начинает составлять. Он их прикладывает друг к другу соответственно уменьшению длины. Этот опыт дает так же очевидный контроль ошибок, ибо правильность убывания длины лестницы по гипотенузе нарушится, если палочки не будут сложены правильно…."

Цели

Прямая. (То есть цель, которую преследует ребенок, работая с материалом) Ребенок берет двумя руками каждую из штанг и последовательно выкладывает из них на ковре красную лестницу.

Косвенная. (Цель, ради которой создавался дидактический материал, или что происходит с ребенком, когда он работает с материалом). Утончение зрения (ребенок визуально различает длину штанг и выстраивает в определенной последовательности). Представление «длинный - короткий». Развитие моторики: ребенок берет штанги каждый раз двумя руками, тренируя мускулатуру рук . Подготовка к математике. Во-первых, штанг ровно 10, и они все разной длинны разной, и значит, ребенок косвенно знакомится с десятичной системой счислений. Во-вторых, он имеет дело с предметами, которые напоминают отрезки. Кроме того, воспитывается самостоятельность, концентрация внимания, координация движений, аккуратность, последовательность действий.

Презентация

С Красными штангами работают на коврике, поэтому прежде всего ребенок и наставница расстилают его недалеко от той полки или низкого стола, на котором они обычно лежат. Затем наставница вкладывает в руки ребенка самую маленькую штангу, держа ее за концы двумя руками. Ребенок относит эту штангу на коврик. Затем возвращается за второй. Важно, чтобы ребенок с самого начала самостоятельно относил на ковер штанги и, повторив 10 раз способ их переноски, сразу ощутил бы разницу длины. Как и в других материалах, в этом руки работают вместе с разумом. Придерживая маленькую штангу, руки раздвинуты всего немного, а, перенося большую, их приходится раздвигать сильнее и сильнее.

Штанги лежат на ковре в беспорядке, и надо теперь выстроить из них в левом верхнем углу коврика лестницу. Наставница сравнивает штанги между собой, придерживая их за концы двумя руками и передвигая, чуть приподнимая над ковром. Она начинает сравнение, обнаружив и установив сначала самую большую штангу. Если приставить к ее левому концу любую другую штангу, она окажется короче. Постепенно выстраивая лестницу, наставница каждый раз выбирает из оставшихся штанг самую длинную. Установив очередную красную штангу на место, она только после этого проводит рукой вдоль всей ее длины, обозначая эту длину еще раз именно таким образом.

Возможно, ребенок в процессе презентации захочет самостоятельно участвовать в ней. Это можно только приветствовать и предоставить ему возможность самостоятельно достроить лестницу из красных штанг.
Контроль за правильным построением лестницы из красных штанг может быть не только визуальным. Стоит приставить к каждой ступеньке самую короткую штангу, как мы легко заметим ошибку, если она есть.

Упражнения

Дети придумали их немало. Они любят, например, строить из Красных штанг «заборчик», «елочку», «лучи от солнышка», «лабиринт».
Можно, как и с другими материалами, предложить ребенку работать со штангами на двух ковриках, лежащих на расстоянии или провести с ним трехступенчатый урок «длинный – короткий».

Детская цифровая игра "Длинные штанги"



Детская цифровая игра "Красные штанги" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить игру для упражнений ребенка дома на родительском телефоне или планшете.


Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком Красных штанг и попадает на первый уровень игры. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Например: "Разбери лестницу, начиная с самой короткой штанги". Ребенок пальчиком переставляет штанги на экране и, таким образом разбирает Длинную лестницу. Работает зрение, ориентировка по длине, выстраивается сериационный ряд. Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Теперь можно переходить к следующему и всем остальным уровням.


Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Онлайн-курсы для родителей


Бездонный и противоречивый мир педагогики Монтессори. Давайте вместе разбираться в его смыслах, сильных и слабых сторонах. Узнаем, почему современным детям мир Монтессори необходим не меньше, чем освоение цифровых технологий. Это основная учебная Программа журнала "Монтессори-клуб". Присоединяйтесь!

Онлайн-курсы для родителей
Контакты    К началу Войти в класс
0.007 сек, кэш