Различение геометрических форм происходит с помощью зрения или тактильных ощущений. В процессе работы с рамками и вкладками геометрического комода ребенок тренирует и утончает, прежде всего, зрительное и тактильное чувство. И как в действиях с большинством сенсорных материалов Монтессори, ему приходится сравнивать, анализировать, подбирать пары, упорядочивать предметы.
Материал
Небольшой деревянный комод с 6 плоскими выдвижными ящиками. Обычно дно ящиков и рамки, которые в них лежат, красят в желтый цвет, а вкладки геометрических форм — в синий. В каждом из ящиков лежат рамки и вкладки тех или иных геометрических форм: прямоугольники, круги, треугольники, правильные многоугольники, криволинейные фигуры (эллипс, овал, криволинейный треугольник, центрально-симметричная фигура).
К каждой вкладке прикреплена кнопка, чтобы ребенок легко мог взять его, вынуть или поставить на место тремя пальцами, тренируя их к будущему письму. Для презентации геометрического комода на его крышке лежит специальный демонстрационный поднос с тремя основными геометрическими формами: квадратом, кругом и треугольником.
К демонстрационному подносу, а также к каждому из ящиков геометрического комода прилагается набор картонных карт с изображением этих форм. На некоторых из них фигуры полностью закрашены синим, на других обведены толстой или тонкой линией.
Цели
Различение геометрических форм и размеров, умение вложить фигуру в соответственную вкладку или сопоставить ее с формой, нарисованной на карточке. Косвенно происходит утончение зрительного чувства, подготовка к занятиям геометрией, сравнение и сопоставление различных форм, подготовка к письму.
Презентация
Для презентации геометрического комода наставница вместе с ребенком приносят на стол демонстрационный поднос с тремя основными геометрическими фигурами. Наставница вынимает вкладку-квадрат из рамки, придерживая ее за кнопку, и обводит пальцами правой руки по периметру. В конце обводки фигуру называют: «квадрат» и откладывают на свободное место демонстрационного подноса. Затем то же самое наставница делает с кругом и с треугольником. Получается, она проводит первую ступеньку трехступенчатого урока с геометрическими формами. Затем следует вторая ступень этого урока, и наставница предлагает ребенку вложить фигуры одну за другой в рамки демонстрационного подноса. На третьей ступени ребенок по просьбе наставницы называет их.
Разумеется, знакомя детей с формами геометрического комода, можно при презентации и не стремиться к тому, чтобы дети выучили их названия, а лишь научились распознавать их размер и форму. М. Монтессори предупреждала, что распознавания форм и размеров вполне достаточно для маленьких детей. Но по опыту практической работы с трех-четырехлетними детьми стало ясно, что дети хотят сразу узнать, как эти формы называются, поэтому презентацию основных фигур геометрического комода можно сопровождать изучением названий рамок и вкладок.
При презентации остальных подносов геометрического комода специально называют только те фигуры, которые отличаются от основных. При этом вкладки вынимают из рамок и кладут на стол рядом с коробкой, а потом вкладывают обратно.
Презентация набора карт
С картами к геометрическому комоду лучше работать на коврике, так как понадобится много места. Наставница вместе с ребенком приносят один из ящиков геометрического комода и три серии картонных карт к нему. Наставница раскладывает карты первой серии (с закрашенными формами) вперемешку вокруг ящика и показывает ребенку, как можно, вынув любую вкладку из рамки и отыскав соответствующую форму на карточке, объединить их. После третьего показа ребенку предлагается выполнять работу самостоятельно. Затем вкладки и карточки возвращаются на место. Презентацию можно продолжить в том же духе, разложив вокруг ящика сначала карточки с фигурами, нарисованными толстой линией, а затем и тонкой. Ребенок может самостоятельно работать с материалом, так как в нем, как и в любом другом классическом материале Монтессори, содержится внутренний контроль над ошибками: если вкладка наложена на карточку неточно, видно, что фигура не помещается на ней, вылезает за края или, наоборот, не помещается в форму.
Упражнения
- Дети работают самостоятельно с разными ящиками и с разными картами.
- Игра на расстоянии. Ящик с рамками стоит на одном столе, а вкладки выложены на другом. Ребенок намечает рамку, в которую хочет вложить вкладку, и выбирает ее на расстоянии.
- Групповая игра. Наставница раздает детям вкладки одного из подносов и предлагает по очереди вложить их в соответствующие рамки.
- Можно выстраивать рядом с ящиком сериационные ряды фигур, например, кругов, разных размеров: от самого большого к самому маленькому. Или такие же ряды фигур, нарисованных на карточках.
- Можно положить на ковер основные геометрические формы и, отыскав в окружающей среде похожие предметы (книжку, монетку, открытку, салфетку), принести и положить рядом.
Детская цифровая игра "Геометрический комод"
Детская цифровая игра "Геометрический комод" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить игру для упражнений ребенка дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком Геометрического комода и попадает на первый уровень игры. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Например: "Вставь прямоугольники в подходящие рамки геометрического комода". Ребенок пальчиком переставляет прямоугольники на экране и, таким образом заполняет рамки геометрического комода. Работает зрение и ориентировка по форме. Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Теперь можно переходить к следующему и всем остальным уровням.