Красно-синие математические штанги

Материал

Десять деревянных штанг разной длины. Самая короткая — 10 см, самая длинная — 1 метр. Штанги разделены на красные и синие отрезки длиной 10 см. Самая короткая штанга покрашена в красный цвет.

Цели

Прямая — научиться считать целыми числами от 1 до 10. Косвенная — Подготовка к восприятию десятичной системы.

Презентация

Числовые штанги открывают серию математических материалов Монтессори и в развивающей среде лежат обычно на отдельной невысокой полке, составляя лесенку. Ребенку должно быть удобно брать с полки каждую штангу, не задевая другие материалы. Наставница предлагает ребенку по одной перенести на ковер числовые штанги, держа их за концы горизонтально и, начиная с самой короткой, так, как он делал это с сенсорным материалом «Красные штанги». На ковре под наблюдением наставницы ребенок выстраивает в левом верхнем углу знакомую ему лесенку из штанг, укладывая их, начиная каждый раз с красного конца.

Теперь будем постепенно пересчитывать отрезки на штангах и вводить счет от 1 до 10 через знаменитый трехступенчатый урок М. Монтессори.
Наставница кладет перед ребенком три первые штанги и говорит:
— Это штанга 1. Это штанга 2. Это штанга 3.
Затем следует вторая ступенька трехступенчатого урока:
— Просчитай, пожалуйста, штангу 1. Просчитай, пожалуйста, штангу 2, Про-считай, пожалуйста, штангу 3.
Ребенок просчитывает вслух отрезки на штангах. На третьей ступени по просьбе наставницы ребенок называет штанги по числу отрезков на них: штанга один, штанга два, штанга три. Через трехступенчатые уроки с математическими штангами ребенок осваивает счет от 1 до 10 целыми числами.

Упражнения

1. Двое детей упражняются с числовыми штангами на коврике. Один выбирает любую штангу и говорит, не просчитывая ее, на глаз:

— По-моему, это штанга 5!

Другой ребенок проверяет, пересчитывая штангу рукой:

— Да! Ты угадал, это штанга 5.

2. Состав числа 10. Наставница прикладывает руку к последнему отрезку штанги 10 и спрашивает:

— Какую штангу надо приставить к штанге 9, чтобы она сравнялась с предыдущей?

— Штангу 1 ! — отвечает ребенок и прикладывает штангу 1 к штанге 9.

Постепенно из числовых штанг выстраивается своеобразный прямоугольник, объясняющий наглядно состав числа 10.

10 = 9+1

10 = 8+2

10 = 7+3

10 - 6+4

10 = 5+5

Это упражнение может служить подготовкой к сложению. Прикладывая одну штангу к другой, ребенок в буквальном смысле слова складывает их. Рука и разум работают вместе. Обратное упражнение может служить подготовкой к вычитанию.

  • Можно выстраивать лестницу из штанг и в кругу. Каждому из детей наставница раздает по одной числовой штанге, просит самостоятельно просчитать их и, начиная с самой короткой, выстроить в центре круга лестницу из штанг от 1 до 10.
  • Можно уменьшить числовые штанги в 10 раз и изготовить настольный материал, который используют при решении несложных примеров на сложение и вычитание.
  • Можно сделать плоские полоски из деревянной линейки или плотного картона и обозначить на них красно-синие отрезки.
  • Можно складывать классические числовые штанги, работая на двух ковриках. Причем просить ребенка принести на коврик наставницы штангу на один отрезок меньше, чем, например, штанга 7, или на 2 отрезка больше, чем штанга 3.

Детская цифровая игра "Математические штанги"



Детская цифровая игра "Математические штанги" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее своему сыну или дочке для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.

Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком игры и попадает на первый уровень. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. "Сосчитай отрезки каждой математической штанги и передвинь цифры в правильные квадраты". Ребенок пальчиком переставляет цифры в квадраты в соответствии с пересчитанными отрезками красно-синих штанг, а если он ошибается, игра сама не дает ему выполнить действие. Таким образом, постепенно он осваивает пересчет предметов от 1 до 10 и спонтанно осваивает понятие числа. Заканчивается первый уровень игры. Теперь ребенок может переходить к следующему и всем другим уровням игры.


Конечно, никакая цифровая игра не может заменить классического объемного монтессори-материала, но, тем не менее, передвигая пальчиком картинки и цифры, ребенок учится точности движения руки, развивает глазомер, и с помощью зрения закрепляет важные для его пробуждающегося разума математические понятия. В дальнейшем игра пригодится ребенку при освоении фонетики языка, письма и чтения. Все цифровые монтессори-игры устроены так, что движение пальца по экрану планшета происходит слева направо и сверху вниз - то есть так, как происходит движение руки при освоении письма.


Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Онлайн-курсы для родителей


Бездонный и противоречивый мир педагогики Монтессори. Давайте вместе разбираться в его смыслах, сильных и слабых сторонах. Узнаем, почему современным детям мир Монтессори необходим не меньше, чем освоение цифровых технологий. Это основная учебная Программа журнала "Монтессори-клуб". Присоединяйтесь!

Онлайн-курсы для родителей
Контакты    К началу Войти в класс
0.011 сек, кэш