Материал
Десять деревянных штанг разной длины. Самая короткая — 10 см, самая длинная — 1 метр. Штанги разделены на красные и синие отрезки длиной 10 см. Самая короткая штанга покрашена в красный цвет.
Цели
Прямая — научиться считать целыми числами от 1 до 10. Косвенная — Подготовка к восприятию десятичной системы.
Презентация
Числовые штанги открывают серию математических материалов Монтессори и в развивающей среде лежат обычно на отдельной невысокой полке, составляя лесенку. Ребенку должно быть удобно брать с полки каждую штангу, не задевая другие материалы. Наставница предлагает ребенку по одной перенести на ковер числовые штанги, держа их за концы горизонтально и, начиная с самой короткой, так, как он делал это с сенсорным материалом «Красные штанги». На ковре под наблюдением наставницы ребенок выстраивает в левом верхнем углу знакомую ему лесенку из штанг, укладывая их, начиная каждый раз с красного конца.
Теперь будем постепенно пересчитывать отрезки на штангах и вводить счет от 1 до 10 через знаменитый трехступенчатый урок М. Монтессори.
Наставница кладет перед ребенком три первые штанги и говорит:
— Это штанга 1. Это штанга 2. Это штанга 3.
Затем следует вторая ступенька трехступенчатого урока:
— Просчитай, пожалуйста, штангу 1. Просчитай, пожалуйста, штангу 2, Про-считай, пожалуйста, штангу 3.
Ребенок просчитывает вслух отрезки на штангах. На третьей ступени по просьбе наставницы ребенок называет штанги по числу отрезков на них: штанга один, штанга два, штанга три. Через трехступенчатые уроки с математическими штангами ребенок осваивает счет от 1 до 10 целыми числами.
Упражнения
1. Двое детей упражняются с числовыми штангами на коврике. Один выбирает любую штангу и говорит, не просчитывая ее, на глаз:
— По-моему, это штанга 5!
Другой ребенок проверяет, пересчитывая штангу рукой:
— Да! Ты угадал, это штанга 5.
2. Состав числа 10. Наставница прикладывает руку к последнему отрезку штанги 10 и спрашивает:
— Какую штангу надо приставить к штанге 9, чтобы она сравнялась с предыдущей?
— Штангу 1 ! — отвечает ребенок и прикладывает штангу 1 к штанге 9.
Постепенно из числовых штанг выстраивается своеобразный прямоугольник, объясняющий наглядно состав числа 10.
10 = 9+1
10 = 8+2
10 = 7+3
10 - 6+4
10 = 5+5
Это упражнение может служить подготовкой к сложению. Прикладывая одну штангу к другой, ребенок в буквальном смысле слова складывает их. Рука и разум работают вместе. Обратное упражнение может служить подготовкой к вычитанию.
- Можно выстраивать лестницу из штанг и в кругу. Каждому из детей наставница раздает по одной числовой штанге, просит самостоятельно просчитать их и, начиная с самой короткой, выстроить в центре круга лестницу из штанг от 1 до 10.
- Можно уменьшить числовые штанги в 10 раз и изготовить настольный материал, который используют при решении несложных примеров на сложение и вычитание.
- Можно сделать плоские полоски из деревянной линейки или плотного картона и обозначить на них красно-синие отрезки.
- Можно складывать классические числовые штанги, работая на двух ковриках. Причем просить ребенка принести на коврик наставницы штангу на один отрезок меньше, чем, например, штанга 7, или на 2 отрезка больше, чем штанга 3.
Детская цифровая игра "Математические штанги"
Детская цифровая игра "Математические штанги" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее своему сыну или дочке для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком игры и попадает на первый уровень. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. "Сосчитай отрезки каждой математической штанги и передвинь цифры в правильные квадраты". Ребенок пальчиком переставляет цифры в квадраты в соответствии с пересчитанными отрезками красно-синих штанг, а если он ошибается, игра сама не дает ему выполнить действие. Таким образом, постепенно он осваивает пересчет предметов от 1 до 10 и спонтанно осваивает понятие числа. Заканчивается первый уровень игры. Теперь ребенок может переходить к следующему и всем другим уровням игры.
Конечно, никакая цифровая игра не может заменить классического объемного монтессори-материала, но, тем не менее, передвигая пальчиком картинки и цифры, ребенок учится точности движения руки, развивает глазомер, и с помощью зрения закрепляет важные для его пробуждающегося разума математические понятия. В дальнейшем игра пригодится ребенку при освоении фонетики языка, письма и чтения. Все цифровые монтессори-игры устроены так, что движение пальца по экрану планшета происходит слева направо и сверху вниз - то есть так, как происходит движение руки при освоении письма.