Материал
Всего для русского языка согласно методу Монтессори, разработано столько цветных грамматических коробок, сколько частей речи в нашей современной грамматике. Из специальных коробок с карточками по частям речи для старших дошкольников используют три: для имени существительного, имени прилагательного и глагола. Цвета коробок и карточек выбраны по книгам самой Монтессори 1916 года, то есть черная, коричневая и красная.
Цели
Прямая. Сложить из цветных карточек в коробках предложения и определить части речи в них.
Косвенная. Упражнения хорошо развивают языковую интуицию детей, которая впоследствии станет основу грамотной устной и письменной речи. Ребенок учится осмысленно относиться к высказанному в предложении и различать отдельные части русской речи.
Презентация
Взрослый может показать ребенку, как работать с этим материалом. Из специальной коробочки вынимается большая карточка с предложением для складывания и несколько цветных карточек со словами. Наставница предлагает ребенку найти первое слово из предложения, написанного на большой карточке и положить его перед собой. Ребенок делает это и продолжает выстраивать предложения с большой карточки на столе из отдельных частей речи, согласно их общему смыслу. Если ребенок получил уже презентацию символов частей речи по Монтессори, то он может над каждой карточкой-словом поставить соответствующий символ части речи.
После презентации и упражнений все карточки снова укладываются в коробочку, а грамматическая коробка пустой ставится на свое место. Ребенок продолжает упражняться самостоятельно.
Упражнения
- После выкладывания предложений на столе их можно записать в тетрадь.
- Можно складывать предложения коллективно, раздав цветные карточки каждому из участников упражнения.
Детская цифровая игра "Предложения"
Детская цифровая игра "Предложения" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее своему сыну или дочке для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком игры и попадает на первый уровень. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. "Прочитай предложения и расставь их правильно под картинками". Ребенок пальчиком переставляет буквы к словам на картинках, а если он ошибается, игра сама не дает ему выполнить действие. Неизбежно ребенку приходится вдумываться в смысл предложения. Таким образом, постепенно он учится читать с пониманием. Происходит, как говорил Л.Н. Толстой, "постепенное, осмысленное чтение" текста. Заканчивается первый уровень игры. Теперь ребенок может переходить к следующему и всем другим уровням.
Конечно, никакая цифровая игра не может заменить классического объемного монтессори-материала, но, тем не менее, передвигая пальчиком картинки или предложения, ребенок учится точности движения руки, развивает глазомер, и с помощью зрения закрепляет важные для его пробуждающегося разума лингвистические понятия. В дальнейшем игра пригодится ребенку при освоении грамматики русского языка и осмысленного чтения текстов. Все цифровые монтессори-игры устроены так, что движение пальца по экрану планшета происходит слева направо и сверху вниз - то есть так, как происходит движение руки при освоении письма.