Материал
Небольшой деревянный поднос, на котором справа налево, как обычно, записываются многозначные числа, лежат: бусина-единица, стерженек-десяток, пластинка-сотня и куб-тысяча. В отдельную коробку сложены полоски, на которых изображены цифры: 1 (зеленый шрифт), 10 (синий шрифт), 100 (красный шрифт) и 1000 (зеленый шрифт). Понятно, что цвета шрифтов тоже помогают ребенку освоить разряды чисел. Отныне единицам будет сопутствовать зеленый цвет (в том числе и единицам тысяч и т. д.), десяткам — синий, а сотням — красный.
Цели
Прямая — различать в бусинах разряды чисел десятичной системы счисления; запомнить цифровое изображение единиц, десятков, сотен и тысяч; отметить новое значение нуля, участвующего в их написании. Косвенная — подготовка к работе с многозначными числами.
Презентация
1 часть
Ребенок и наставница приносят и ставят на стол поднос с бусинами и устанавливают так, чтобы расположение бусин на подносе соответствовало порядку написания многозначного числа. Наставница берет в руки бусинку- единицу и говорит:
- Это — единица.
Ребенок держит бусинку-единицу в руках, разглядывает ее.
Затем наставница берет в одну руку стерженек, а в другую бусину-единицу и сверху вниз начинает пересчитывать бусины-единицы на стерженьке. Она считает вслух:
- Одна единица, две единицы, три единицы... Десять единиц — это 1 десяток.
Продолжая презентацию, наставница берет в одну руку стерженек десяток, а в другую — пластинку-сотню и снова начинает пересчет:
- Один десяток, два десятка, три десятка... 10 десятков. Десять десятков — это 1 сотня.
В том же духе наставница предъявляет ребенку и куб — тысячу. Можно сказать, что подробная презентация бусин, лежащих на подносе, является пер-вой ступенью трехступенчатого урока на определение названий предметов. Это — единица, это — десяток, это — сотня и это — тысяча.
Теперь наставница исполняет вторую и третью ступеньку презентации.
- Положи сюда одну единицу! Десяток! (Или: дай мне...)
- Это что?
- Один десяток.
- Это что?
- Одна единица...
В ходе трехступенчатого урока ребенок зрительно и тактильно получает представление о разрядах многозначных чисел. Теперь можно перейти к следующей части презентации.
2 часть
Наставница и ребенок приносят на рабочий стол коробку с табличками, на которых крупно написаны цифры: 1,10,100, 1000. Ребенок вынимает и раскладывает их на столе. Наставница проводит трехступенчатый урок на изучение цифр 1, 10,100, 1000. На первой ступени этого урока наставница обращает внимание ребенка, что цифра, обозначающая число 10, пишется с одним нулем, 100 — с двумя нулями, а тысяча — с тремя. На второй ступеньке ребенок берет в руки карточку с той или иной цифрой, а на третьей — называет ее.
Теперь, когда ребенок имеет представление о разрядах многозначных чисел и о цифрах, которыми их изображают, можно объединить эти представления в понятие.
3 часть
Наставница и ребенок приносят на стол и поднос с бусинами для презентации Золотого материала, и коробку с цифрами. Ребенок кладет перед собой бусинку-единицу, а наставница подвигает к ней табличку с цифрой 1. Затем то же они делают с 1 десятком. Далее ребенок может и сам объединить сотню из бусин с табличкой 100 и тысячу из бусин с цифрой 1000.
Детская цифровая игра "Золотой материал"
Детская цифровая игра "Золотой материал" является приложением к объемному монтессори-материалу, с которым ребенок ранее уже поработал в группе детского сада Монтессори. Родители могут предложить ее ребенку для упражнений дома на родительском телефоне или планшете.
Ребенок открывает на экране планшета иконку с рисунком коробки с Золотым материалом и попадает на первый уровень игры. Звучит задание, которое ему предстоит выполнить. Пальчиком он переставляет бусины и цифры, согласно заданию, и таким образом учится складывать и вычитать большие числа, тренируется определять разряды чисел. Заканчивается первый уровень игры. Слышатся радостные хлопки в ладоши. Ребенок часто хлопает и сам. Теперь он может переходить к следующему и всем другим уровням игры.
Конечно, никакая цифровая игра не может заменить классического объемного монтессори-материала, но, тем не менее, передвигая пальчиком фигуры, ребенок учится точности движения руки, глазомеру, и с помощью зрения закрепляет важные для его пробуждающегося разума понятия числа и количества. Все цифровые монтессори-игры устроены так, что движение пальца по экрану планшета происходит слева направо и сверху вниз - то есть так, как позднее будет происходить движение руки при освоении письма.